Краны-манипуляторы широко применяют на мусоровозах, металловозах, скраповозах, аварийно-ремонтных, каналопромывочных, коммунально-дорожных, пожарных машинах, форвардерах, сортиментовозах и нефтепромысловых агрегатах, в лесном, нефтегазовом и коммунальном хозяйстве, дорожном и малоэтажном строительстве, на ремонтно-восстановительных работах, рассредоточенных объектах и в стесненных условиях, гдепревосходно заменяют стреловые самоходные краны и автоподъемники (автовышки). Краны малого класса стали чересчур специализированными. Само слово манипулятор зародилось еще много десятков лет назад во Франции, и если подойти к вопросу с лингвистической точки зрения, то оказывается, что манипулятором называет машину, которая имитирует рабочие функции руки человека. Первые краны-манипуляторы появились в Европе около 25 лет назад и назывались очень неудачно – краны для грузовиков( это не отражало всех их возможностей).

Кран-манипулятор – это универсальная машина. Его можно установить на любой грузовой автомобиль. Кран манипулятор – безопасный, экономичный, универсальный, очень эффективный способ погрузки и перемещения материалов, который удовлетворит потребности любого специалиста, профессионально занимающегося подъемно-транспортными работами.

Краны-манипуляторы управляются или оператором, или программными устройствами (действуют автоматически). По существу, кран-манипулятор включает в себя исполнительный орган, оснащенный приводами и соединенный с общим пультом управления электрическим кабелем. Управление краном-манипулятором традиционно осуществляется дистанционно при помощи кнопок или мнемонических рукояток (от греч. «мнемоникос» – обладающий исключительной памятью).